Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 19.01.2018, 07:27
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+





Меню сайта
Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 281
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Обращения граждан

Главная » FAQ » Вопрос дефектологу

На этой странице вы можете задать интересующий вас вопрос сотрудникам
школы-интерната или посмотреть содержание наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них.




Вопрос директору [6]
Здесь вы можете задать свой вопрос директору школы-интерната Комиссарову Анатолию Юрьевичу
Вопрос дефектологу [9]
Здесь вы можете задать свой вопрос педагогу-дефектологу. На Ваш вопрос ответит Холопова Оксана Юрьевна, учитель-дефектолог.
вопрос социальному педагогу [7]
Здесь в можете задать вопрос социальному педагогу школы и получить квалифицированный ответ.

- Нарушение слуха той или иной степени выраженности нередко встречается у детей разного возраста.В30–50% случаев тугоухость обусловлена генетическими факторами. Среди причин, повреждающих слуховую систему, наибольшее значение имеют: - внутриутробные инфекции (краснуха, корь, грипп, токсоплазмоз, цитомегалия, врожденный сифилис и др.); - родовые травмы; - конфликт матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности ребенка; - алкоголизм матери; - инфекционные заболевания ребенка (грипп, корь, скарлатина, отит, менингит, менингоэнцефалит); - применения антибиотиков; - наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора).

- Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

- Для ребенка с нарушениями слуха в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой. Поэтому одним из важнейших направлений работы учителя по обеспечению успешности интеграции слабослышащего учащегося в массовый класс является создание у него психологического настроя на преодоление возможных трудностей. С другой стороны, с первых дней нахождения такого ребенка в новом коллективе нужно постараться создать ему атмосферу максимального психологического благоприятствования со стороны других учеников класса. Для этого необходимо заранее, еще до прихода такого ребенка в класс, познакомить остальных детей с психофизическими особенностями слабослышащих, чтобы не вызвать при его появлении повышенного интереса и неадекватных поведенческих реакций. Чтобы слабослышащий ребенок легче вошел в жизнь коллектива класса, учитель помогает детям увидеть положительные стороны такого ученика (эмоциональную отзывчивость, живую мимику, внимательность по отношению к собеседнику). В то же время нельзя замалчивать и их недостатки, даже те, которые связаны с пониженным слухом (нечеткость дикции, невыразительность голоса, затруднения в понимании обращенной речи). Учителю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта для слабослышащего учащегося, должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность нового ученика и развить у него эгоистические установки, а у окружающих учеников - снисходительное отношение. Учителю следует иметь в виду то, что дети с нарушениями слуха часто затрудняются и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников, оставаясь один на один со своими проблемами. Поэтому нужно постоянно держать такого ребенка в поле зрения, чтобы увидеть и почувствовать, когда ему потребуется помощь, и своевременно ее оказать. В то же время следует стимулировать слабослышащего ребенка к преодолению стеснительности и прибеганию к помощи не только со стороны учителя, но и сверстников. При этом важно, чтобы в таких ситуациях ребенок, с одной стороны, сохранял чувство собственного достоинства, с другой – стремился сам оказать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям. Необходимо также учитывать тот факт, что простое объединение слабослышащих и слышащих детей в одном классе не обеспечивает условий для их успешного взаимодействия, для преодоления трудностей и неопределенностей в общении. Часто школьники принимают друг друга лишь в формальной сфере, в сфере обучения, но редко – в социальной активности за стенами школы. Для того чтобы интеграция была успешной, необходимо целенаправленно формировать личностные контакты между учащимися класса, совершенствовать коммуникативные навыки слабослышащих школьников. Нормально слышащие дети имеют большие возможности накопления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы оценки партнеров по общению. У детей с нарушениями слуха опыт общения не столь широк и разнообразен. Поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны учителя. При этом важны два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми. С другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества окружающих (как хорошие, так и плохие); отмечать случаи выполнения или невыполнения норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку; предъявлять необходимые требования к себе и окружающим.

- Обучение детей с нарушением слуха в массовой и специальной (коррекционной) образовательной школе осуществляется по единой программе. Однако обучение в специальной (коррекционной) образовательной школе имеет свои специфические особенности. Обучение в специальной школе направлено на коррекцию и компенсацию ограниченных возможностей здоровья детей, на социально-психологическую реабилитацию, на привитие навыков здорового образа жизни. Обучение осуществляется по этапам: Дошкольное отделение – 4 года. Начальное образование – 5 лет. Основное общее образование – 6 лет. Среднее (полное)образование – 2 года.

   

      В программу по произношению в 1-ом классе, в школе II вида включается формирование умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки и их сочетания.

      Некоторые звуки и их сочетания усваиваются слабослышащими учащимися на основе подражания речи учителя. Другие звуки требуют постановки или коррекции.

      Если дети прошли дошкольную подготовку, то к концу 1 класса дети должны уметь произносить звуки:

  • а, о, у, и, э, п, т, м, н,
  • в, ф, к, х, л, з, ж, с, ш, р, б, д, г, ц, ч, я, ё, ю, е, ы, щ – эти звуки требуют более длительной постановки или коррекции.

      У некоторых учащихся, в силу их индивидуальных особенностей и возможностей, не всегда получаются чистые звуки. Тогда допускается их временная замена: с и ш как  лабиализованный звук –с, з и ж на звуки с  и ш, б –п,  д-т,  г- к,  ц- с, ч- ш, щ- ш, р- фрикативное   на  р  (без голоса),      л – л полумягкое.

 

 

                                                           учитель-дефектолог: Мухина В.И.


-Назовите причины дефектного произношения звуков у ребенка?

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
снижение слуха (тугоухость);
нарушение слуховой дифференциации звуков речи;
нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов); неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности. Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании у детей не только звукопроизношения, но и всей их речи в целом. При нарушении слуховой дифференциации речевых звуков дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (например, "с" и "ш") кажутся им одинаковыми. По этой причине ребенок, овладевший, скажем, правильным произношением звука "с", не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать еще и произношение звука "ш", в силу чего спокойно говорит "сапка" вместо "шапка" или "сарик" вместо "шарик".

В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличие от них, в дальнейшем они не только не исчезнут без специальной логопедической помощи, но обязательно перейдут и в письмо. Вот почему так важно в возрасте не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае ее нарушения безотлагательно принять соответствующие меры. Об этом подробно сказано ниже. Нарушения анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строение челюстей и зубов, нёбные расщелины, короткая уздечка языка и пр.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи. Например, при короткой уздечке языка ребенку не удается поднять язык к верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука "р".

Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определенное положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы.

При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается или даже совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича или пареза (мышечной слабости, вялости), о чем подробнее сказано ниже. Естественно, что при этих условиях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с большим трудом и приблизительно, то есть дефектно. При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объеме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что тоже может приводить к неправильному артикулированию звуков.

Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное их внимание к его речи, то есть неблагоприятные для развития речи социальные условия. К таким условиям относятся следующие: быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно; "двуязычие" в семье, при котором ребенок, овладевающий звукопроизношением, постоянно слышит разные образцы звуков; наличие дефектов звукопроизношения у окружающих людей, что приводит к усвоению ребенком этих дефектов по подражанию; "педагогическая запущенность", выражающаяся в недостаточном внимании взрослых к речи ребенка, в том числе и к правильности произношения им речевых звуков; подлаживание взрослых под детскую речь, сюсюканье с ребенком, вследствие чего он не только не имеет нормального образца для подражания, но даже и не стремится овладеть правильным звукопроизношением, раз взрослым так нравится его "очаровательная" речь; длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, где он тоже не слышит нормальной речи.

Во многих случаях у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им звукопроизношением. На уроках и индивидуальных занятиях по формированию произношения и слухового восприятия дети обучаются речи, у них развивают способности пользоваться слухом.

При использовании звукоусиливающей аппаратуры речь развивается более интенсивно: быстрее нарастает запас слов и грамматических форм, быстрее достигается правильное произношение. Но не только учитель в классе, но и родители ребенка могут и должны помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью. Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.

Как контролировать произношение ребенка дома. Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения. Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением!

Советы родителям 1. Выясните у учителя над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь. 2. Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место. 3. При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п. 4. Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес 5. Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя дактильную речь

Правила для общения с неслышащим ребёнком 1. Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка 2. Не задавайте вопроса: "Понятно?", а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения) 3. Следите, чтобы выражение лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи 4. При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно) 5. Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении 6. Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах 7. Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно» 8. Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых друг к другу, а не только к нему. 9. Используйте любую возможность для пополнения словаря вашего ребенка!

Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка! Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: "Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.". Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.

На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются. Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.

Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи! Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.

Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры. Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в "магазин", в "школу" и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.

Учите детей правилам речевого этикета! Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести. Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос. Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.

Окружите ребёнка миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!

Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы.

Желательно протезировать на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.

Обучайте ребенка чтению с губ! Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.

Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!


Подскажите, как контролировать произношение дома на каникулах?
Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения. Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением!  
Советы родителям
1. Выясните у учителя  над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь.
2. Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место.
3. При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п.
4. Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес
5. Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя устно-дактильную речь
Правила для общения с неслышащим ребёнком 
1. Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка
2. Не задавайте вопроса:  "Понятно?", а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения)
3. Следите, чтобы выражение  лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи
4. При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно)
5. Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении
6. Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах
7. Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно»
8. Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых  друг к другу, а не только к нему.
9. Используйте любую возможность для пополнения словаря  вашего ребенка!  
Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка! Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: "Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.". Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.   На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются. Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.   Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.
Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи! Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.  
Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры. Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в "магазин", в "школу" и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.  
Учите детей правилам речевого этикета! Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести. Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос. Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.  
Окружите ребёнка  миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!   Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы. Желательно протезировать  на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.  
Обучайте ребенка чтению с губ! Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.   Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!

Расскажите,что такое инклюзивное образование?

Интегрированное и инклюзивное обучение. Плюсы и минусы.

Программа инклюзии предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах в одном классе с обычными детьми. Поскольку для России это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?

Интеграция

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.

ПОЛИЛОГ - разговор многих участников (ср. диалог - разговор двух участников)

  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование - новый подход для российского образования.

Плюсы:

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.


 


Почему один ребенок говорит лучше, а другой  – хуже?

Наверное, родители много раз задавали себе такие вопросы, сравнивая своего ребенка с другими детьми.

         Да, речь  каждого ребенка, с нарушенным слухом, своеобразна, и индивидуальна. Отчего это зависит? Давайте проанализируем.

1.       Прежде всего, есть закономерность, чем лучше слух, тем лучше речь. Значит, на первое место ставим слух ребенка. Еще важно, когда ребенок потерял слух. Если это случилось  с самого рождения, то ребенок никогда не слышал голоса мамы и других членов семьи, не слышал неречевых звуков: музыки, пения, голосов  домашних животных,  музыкальных игрушек: дудки, барабана, бубна и др.

         Те дети, которые потеряли слух позже, они слышали  голоса, звуки. У них прошел этап гуления. У них начинала развиваться лепетная речь.

         Эти дети будут и в дальнейшем отличаться от первой категории детей. У них остался какой-то речевой опыт, у них успешнее будет развиваться устная речь.                                                                                                 

         Делаем вывод: чем раньше ребенок потерял слух, тем тяжелее его прогнозы.

2.     Чем раньше ребенка слухопротезировать, тем он будет более успешным.

        Мы много говорили о том, что если мама  заметила, что ее младенец плохо реагирует на шумы, голоса, музыкальные игрушки, надо быстрее обследовать ребенка в Краевом  сурдологическом  центре. При наличии отклонений, врач может назначить слуховые аппараты, соответственно возрасту ребенка.

 3.     Проведение занятий в домашних условиях.

         На плечи мамы ложится большая ответственность за будущее ребенка.

         Не надо терять драгоценного времени, и если уж есть диагноз – надо начинать работать с ребенком.Можно получить рекомендации, литературу в консультационном центре. Обо всем можно узнать в сурдологическом центре.

         Как учить разговаривать ребенка, об этом было написано немного ранее, на школьном сайте «записки сурдопедагога».

4.      Специальное обучение.

         Достигнув  соответственного возраста (3г), таких детей надо уже обучать в специальном коррекционном детском саду.А затем ребенка переводят в специальную коррекционную школу I-II вида.

         В школе начинается систематическая ежедневная коррекционная работа.

         Здесь, кроме общеобразовательных уроков, дети занимаются на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха  и формированию произношения, развитию самостоятельной устной речи, накоплению словарного запаса.    В школе  дети посещают фронтальные занятия по развитию слуха и речи, где знакомятся с неречевыми звучаниями.  В школе есть музыкально-ритмические занятия, где дети учатся двигаться, танцевать под музыку, слушать  и исполнять песни.

          В течение всего дня в школе соблюдается слухоречевой режим и проводится коррекционная работа по развитию  речевого слуха и формированию речи.

          Здесь дети ежедневно посещают индивидуальные занятия, где учителя - дефектологи ставят или коррегируют  звуки, работают над голосом, речевым дыханием, словесным ударением, интонацией.

       Однако и здесь дети показывают разные результаты. Причин бывает тоже достаточно.

  • У многих детей в диагнозе стоит дизартрия (нарушение  иннервации языка, мягкого неба, губ, щек и т.д). Это мешает постановке  звуков, и порой задерживает на длительное время.
  • В виду того, что детей определяют несвоевременно в учебное заведение, у них появляется  ЗПР (задержка психического развития). У таких детей задерживается развитие внимания, восприятия, мышления, представления, памяти. Эти нарушения также тормозят  нормальное обучение.
  • Такие нарушения, как коротка уздечка, вялый речевой аппарат или наоборот очень напряженный (это разновидность дизартрии), неверный прикус, расщелины мягкого неба и др. тоже влияют на произношение детей.

        Результаты зависят: наполовину от работы педагога, а другую половину  составляет сам  ребенок, его возможности, способности, ограничения - и конечно же, желание и старание заниматься. Здесь родители должны быть заинтересованы в результатах, и этот интерес передавать своему ребенку.

        Таким образом, я ответила на вопрос, почему одни дети говорят лучше, а другие хуже.     И напоследок хочу сказать, что педагоги и родители должны работать в тесном содружестве. Родители должны проявлять интерес к обучению детей и не только к общеобразовательным предметам, но и к развитию слуха и речи своего ребенка, должны следить за его продвижениями. Только тогда будетдостигнут успех.

   Сурдопедагог: Мухина В.И.


Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода

посмотреть прогноз
на 5 дней
Полезные ссылки










Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

















Осталось немного

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2018
Рейтинг@Mail.ru