Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 24.05.2022, 15:53
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная
школа-интернат"
 
0+




Меню сайта
Горячая линия




Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 314
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Что нужно знать родителям о кохлеарной имплантации


     Известно, что глубокое нарушение слуха оказывает серьезное  влияние, как на зрелую, так и на только формирующуюся личность человека и его семью. Это касается как врожденно глухих детей, так и взрослых, подростков, внезапно или постепенно терявших слух. При врожденной глухоте без специального обучения у ребенка  не развивается речь, при потере слуха в возрасте 2-3-х лет он очень быстро теряет речь, которая была сформирована у него на слуховой основе. Если потеря слуха происходит в школьном возрасте или позже, человек не может полноценно общаться, т.к. он не понимает обращенную к нему устную речь.
     На протяжении всей истории обучения людей с нарушенным слухом предпринимались попытки найти доступные средства, которые могли улучшить их слуховое восприятие.
 До середины 90-х годов ХХ века абсолютно все слуховые аппараты имели только одну функцию  которая  сводилась к простому усилению сигнала, полученного с микрофона. Слуховые аппараты нового поколения с цифровой обработкой сигнала открыли совершенно иные возможности слухопротезирования. Совершенствование индивидуальных слуховых аппаратов продолжается и в настоящее время. Они обеспечивают достаточно высокую разборчивость речи слабослышащим детям и взрослым.  В настоящее время идёт поиск более совершенных технических средств помощи глухим людям. Таким эффективным средством оказалась кохлеарная имплантация.
     Кохлеарная имплантация - это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает:
1)  отбор пациентов;
2) хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва;
3)  реабилитация, основными задачами которой является подключение речевого процессора и педагогическая работа с имплантированным, включающая его подготовку к общению в обществе слышащих.
Не каждому глухому пациенту возможно проведение кохлеарной имплантации. Необходимо пройти многочисленные дооперационные диагностические исследования, которые позволят определить, может ли данный пациент стать кандидатом для проведения КИ.
    Кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Слуховые ощущения, которые имплант передает мозгу, отличаются от привычных для нас. Требуется определенный период адаптации к этим отличиям. После подключения речевого процессора и адекватной его настройки имплантированному пациенту доступны все звуки окружающего мира, начиная от разнообразных звонов, тресков, ударов, шумов и заканчивая тихими шорохами, шелестами;  при восприятии речи передаются ее слитность, плавность, мелодичность, темпо-ритмические и интонационные характеристики.
    С педагогической точки зрения, проведение кохлеарной имплантации при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний возможно всем глухим детям, для которых использование индивидуальных слуховых аппаратов оказывается неэффективным. Это относится и к глухим детям со сложной структурой нарушений. Им после проведения кохлеарной имплантации также становятся доступны почти все звучания. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве.
    Прогнозировать темпы формирования слухового восприятия речи и произношения у детей, не владевших устной речью до имплантации,  достаточно сложно, т.к. это зависит от ряда факторов. Так, на эффективность кохлеарной имплантации оказывают влияние:
-       возраст, в котором произошла потеря слуха,
-       длительность глухоты,
-       возраст к моменту проведения операции,
-       качество настройки речевого процессора,
-       уровень владения языком и состояние устной речи до проведения операции,
-       опыт слухового восприятия до кохлеарной имплантации,
-       активность участия родителей и близких в реабилитации имплантированного,
-       наличие речевой среды.
    Результаты в слуховом восприятии во многом зависят от успешности проведения самой операции, максимально быстрой, точной и комфортной настройки речевого процессора, целенаправленной работы родителей под руководством сурдопедагога и наличия речевой среды общения.
    Однако  дети (как имплантированные, так и пользующиеся индивидуальными слуховыми аппаратами) нуждаются в систематической коррекционной поддержке. Обучение этих детей целесообразно организовывать в массовых группах и классах учреждений интегрированного обучения, или в детских садах комбинированного вида, где работают сурдопедагоги, которые обеспечивают коррекционные занятия с детьми и оказывают методическую помощь педагогам массовых групп.
    Наиболее высокие результаты в реабилитации детей с нарушенным слухом могут быть достигнуты при ранней – с первых месяцев жизни – целенаправленной коррекции нарушенной слуховой функции.
    Ранняя кохлеарная имплантация возвращает ребенка в мир звуков и создает благоприятные условия для развития неслышащего ребенка. Кохлеарная имплантация позволяет нормализовать процесс формирования и развития устной речи малыша. В сравнении со среднестатистическим слышащим ребенком  развитие глухого имплантированного происходит с некоторым опозданием. Однако при благоприятных условиях за достаточно короткий срок по уровню не только общего, но и  речевого развития ребенок может приблизиться и даже сравняться со слышащими сверстниками.
    Прогноз в отношении развития раноимплантированного ребенка будет зависеть не только от сроков проведения операции, но и его от индивидуальных особенностей. Положительное влияние на развитие малыша оказывает сформированность умения сотрудничать со взрослыми и его познавательная активность.
    Большинство детей в этом возрасте находятся дома, и главная роль в их воспитании и обучении принадлежит семье. Именно родители являются главными учителями. Однако воспитание имплантированного ребенка в семье должно проходить под постоянным контролем со стороны специалиста. Коррекционную помощь ребенок и его семья могут получить в центрах по работе с имплантированными, в сурдологопедических кабинетах по месту жительства. При  достижении малышом возраста 1,5-2-х лет следует также шире использовать возможности специального образования – посещение коррекционных занятий в группах кратковременного пребывания, открытых при специальных дошкольных учреждениях (группах) и школах.
     К сожалению, многие родители полагают, что проведение кохлеарной имплантации решит все имеющиеся трудности и проблемы у ребенка и  позволит развиваться неслышащему малышу так же естественно, как это происходит с нормально слышащим ребенком. Ведь малыш начал слышать, и значит, он сам научится говорить! Однако это возможно лишь при условии целенаправленного коррекционного воздействия. Осознание родителями ответственности за развитие ребенка, готовность к выполнению заданий, овладение ими методами и приемами работы, выполнение рекомендаций специалистов является важным и обязательным условием успешного и гармоничного развития имплантированного ребенка.
     Когда имплантированному малышу исполнится 3 года, перед родителями и специалистами встает вопрос о путях его дальнейшего воспитания и обучения. Может быть продолжено воспитание ребенка дома, сочетающееся с систематической коррекционной помощью со стороны специалистов центров по работе с имплантированными детьми, сурдологопедических кабинетов, групп кратковременного пребывания.
     Если уровень общего и речевого развития ребенка удалось максимально приблизить к норме, если он понимает обращенную к нему речь, владеет в быту короткой фразой, то можно начать его воспитание в массовом детском саду по месту жительства, продолжив посещение коррекционных занятий специалистов и систематическую работу дома. Если же уровень развития ребенка не соответствует возрасту, то посещение массового детского сада может привести к стрессу, вызвать трудности в общении, что негативно скажется на его последующем психофизическом и личностном развитии. Даже хорошо говорящего ребенка следует подготовить к массовому учреждению, к возможности воспитываться в нем на равных со слышащими сверстниками. Следует обратить особое внимание на формирование умения общаться со слышащими знакомыми и незнакомыми детьми во время игр во дворе, в парке.
    Наибольшие различия в результативности реабилитационной работы отмечаются у глухих детей, кохлеарная имплантация которых была проведена в возрасте 4-5 лет и позже. Это самая многочисленная и сложная категория имплантированных детей. Опыт работы показывает, что иногда  при проведении кохлеарной имплантации в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) можно получить достаточно высокие результаты обучения, которые позволяют ребенку успешно подготовиться к обучению в массовой школе. Однако, в основном, кохлеарную имплантацию хотят провести глухим детям с низким уровнем речевого развития те родители, которые не принимали активного участия в процессе обучения собственного ребенка. Так, большинство  детей к моменту проведения кохлеарной имплантации не пользуется устной речью как средством общения, чаще всего эти дети используют естественные или специальные жесты.
     Поэтому, прежде чем принимать решение о целесообразности проведения кохлеарной имплантации, следует определить те организационные формы воспитания и обучения ребенка, которые в дальнейшем будут доступны семье. При этом должно быть обеспечено активное ежедневное участие родителей в воспитании и обучении своего ребенка. Наивно думать, что после операции глухой сразу начнет понимать речь и заговорит. Операция - это лишь начало пути, она возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Над развитием слуха и речи ребенка еще долгое время после операции работают сурдопедагоги, другие специалисты и родители. Длительность процесса восстановления слуха у детей с врожденной глухотой составляет   более 5 лет.
      Кохлеарная имплантация – это шанс для глухого малыша максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. Главное – реализовать представившуюся возможность путем ежеминутного целенаправленного общения с ребенком, ежедневных занятий. Этот путь труден, но возможен. И награда за него велика – возможность для глухого человека полноценно жить в мире слышащих.


Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Погода
Полезные ссылки





Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов








Календарь
«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2022
Рейтинг@Mail.ru
TD.back { background-color:#000000; background-image:url(http://vinternate.ru/innov/fon_2.png); }