Классификация
стойких нарушений слуха По степени выраженности
нарушения слуха делятся на глухоту и
тугоухость.
Под глухотой
понимается такое нарушение слуха, при
котором без специального обучения
оказывается невозможным восприятие
речи, произнесенной у ушной раковины
даже голосом повышенной громкости.
Под тугоухостью понимается стойкое
нарушение слуха, которое вызывает
затруднение восприятия речи.небольшого нарушения
восприятия шепотной речи до резкого
ограничения восприятия разговорной
речи даже у уха.
Тугоухость может быть выражена в разной
степени - от небольшого
нарушения восприятия шепотной речи до
резкого ограничения восприятия
разговорной речи даже у уха.
Основной целью
классификации нарушений слуха в детском
возрасте является содействие правильной
организации воспитания и обучения детей
с недостатками слуха, т.е. рациональное
построение сети дошкольных и школьных
учреждений для таких детей, правильный
отбор детей в эти учреждения и правильная
организация педагогического процесса.
При классификации
детей необходимо учитывать не только
степень слуховой функции, но и состояние
речи.
Глухие дети: в
зависимости от состояния речи глухие
дети делятся на две группы:
а/ глухие дети без речи
(глухонемые)
б/ глухие дети,
сохранившие речь (позднооглохшие),
Состояние
слуховой функции у глухих детей
Лишь у небольшого
числа детей может отсутствовать слух
полностью (тотальная глухота).
Большинство глухих детей различают
громкий голос, а некоторые дети
воспринимают голос разговорной громкости
у ушной раковины или на небольшом
расстоянии от уха (до 10 см.) У глухих
детей остатки слуха не одинаковы. В
зависимости от воспринимаемых частот
глухие дети делятся на 4 группы.
Классификация
глухих детей по слуху
-
группа
|
потеря слуха
|
что дети могут различать
|
1 гр.
2 гр.
3 гр.
4 гр.
|
125 – 250 гц.
125 – 500 гц
125 – 1000 гц.
125 – 2000 гц.
|
-различают громкий голос у у/р
-различают звуки:
А,О,У
-различают: А,О,У и
некоторые слова;
-это самая
благоприятная группа детей, различают
слоги, слова, фразы.
|
Классификация
слабослышащих детей по слуху
-
Степень тугоухости
|
Потеря
слуха
( 500 – 2 000 гц)
|
I
ст.
II
ст.
III
ст.
IV
ст.
Глухота
|
26 – 40 дБ
41 – 55 дБ
56 – 70 дБ
71 - 90 дБ
Более 90 дБ
|
Слабослышащие
(тугоухие) дети
Под тугоухостью
подразумевается обычно понижение слуха
на оба уха. Если одно ухо имеет
нормальный слух, это позволяет ребенку
накапливать речевой запас, необходимый
ему в жизненных ситуациях. Такой
ребенок не считается тугоухим. Однако
у маленьких детей в период становления
речи понижение слуха на одно ухо, (если
оно остается не замеченным), может
привести к задержке и нарушению речевого
развития.
В соответствии с
Инструктивно-методическим письмом
Министерства образования и Министерства
здравоохранения СССР от 24 октября 1990
года дети с нарушенным слухом могут
получать необходимую коррекционную
помощь с первых месяцев жизни до
поступления в специальное учреждение.