Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 21.04.2019, 14:37
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+





Меню сайта
Горячая линия




Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 303
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Методика работы над голосом у детей с нарушенным слухом

Целью работы над голосом является формирование умения детей с нарушением слуха пользоваться голосом нормальной силы, высоты и тембра.

Характер голоса детей с нарушением слуха зависит от степени и времени нарушения слуха. У большинства глухих и слабослышащих детей наблюдается чрезмерное напряжение мышц гортани, глотки и грудной клетки, что влечет за собой колебания высоты голоса, придыхание. Для голоса детей с потерей слуха характерны напряженность и резкость, придыхательность и слабость.

Выделяют следующие типы нарушений голоса:

1) нарушения тембра голоса: огрубление, придыхание, охриплость, сдавленный, скрипучий голос;

2) нарушения резонанса: гиперназальность (чрезмерное использование носовой полости как резонатора) и гипоназальность (недостаточное использование носового резонатора);

 3) нарушения силы голоса: голос тихий, слабый, едва слышный; крикливый голос; приглушенный голос;

 4) изменения высоты тона: голос слишком высокий; слишком низкий; колебания высоты тона;

5) отсутствие голоса.

 Причинами нарушения голоса могу быть органические и функциональные нарушения центрального и периферического характера. Однако, как правило, нарушения голоса у детей с нарушением слуха часто связаны с невозможностью осуществлять слуховой самоконтроль за голоосообразованием.

Н.Ф. Слезина и Ф.Ф. Рау рекомендуют проводить упражнения над голосом на материале слогов, слов и  фраз на протяжении всех лет обучения:

-  выработка звучности голоса: папапапа____а____;

- изменение длительности гласных: па__па__па__     па  па  па; 

- изменение силы голоса: ПАпаПАпа; ПАПАПА  папапа;

- слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: папапа па па па; 

- выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: папопапопапо, папупапупапу.

По мнению Д.К. Вильсона, при  коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха необходимо соблюдать следующие требования:

1) полностью использовать остаточный слух;

2) строго согласовывать программу голосовой терапии с общей программой развития ребенка, включающей развитие слухового восприятия, чтение с губ, коррекцию произношения, работу над лексикой и грамматическим строем речи.

Работу над любой из характеристик голоса он рекомендует осуществлять поэтапно: 1 этап – тренировка слухового восприятия;

2 этап – обучение правильному использованию голоса;

3 этап – закрепление голосовых возможностей. 

На 1 этапе основной акцент делается на формировании умения детей дифференцировать на слух «правильный» и «неправильный» голос. Например, в процессе коррекции высоты тона ребенок учится определять  нежелательную высоту тона голоса других людей (используются аудиозаписи). Сначала ребенку предлагают для различения 2 уровня высоты тона – очень низкий и очень высокий, а затем 3 уровня: высокий, средний и низкий (средний уровень должен соответствовать оптимальной высоте тона голоса ребенка). Если ученик не различает разницу в высоте голоса людей, Д.К. Вильсон рекомендует предложить для восприятия различные по высоте музыкальные инструменты, а после этого опять вернуться к тренировке слухового восприятия различий в высоте голоса. Можно использовать вспомогательные визуальные сигналы: высокие тоны сопровождаются поднятием руки вверх, низкие – опусканием руки вниз; предъявлять различные игрушки (птичку для высокого звука, клоуна для среднего и медведя для низкого); карточки, на которых будут указаны слова на соответствующем уровне высоты тона. Постепенно формируется умение улавливать отличия в высоте тона собственного голоса. Аналогично ведется работа над другими характеристиками голоса.

 На 2-м и 3-м этапах выполняются различные «прямые» упражнения. 

Для коррекции высоты голоса рекомендуют: произнесение гласных, слогов, слов и фраз на трех уровнях: низком, среднем и высоком:

высокий тон  а                                     бу                              бинт      Боря       

средний тон       о          бо               булка                            ест

низкий тон              и     ба        болт                                             булку.

При коррекции резонанса используются следующие упражнения: 

- открыть рот, опустить спинку языка и плотно прижать кончик языка к задней поверхности резцов; в этом положении сделать несколько энергичных вдохов – выдохов;

- сжать губы, вдохнуть через нос и выдохнуть через рот; язык должен лежать на дне ротовой полости, а глотка оставаться расслабленной;

-  широко открыть рот, сделать вдох через нос и выдох через рот; 

- произнести несколько раз НЬ___А, отмечая различия в визуальных, кинестетических и тактильных ощущениях, связанных с этими звуками; 

- произнести серию гласных звуков, заканчивая её звуками нь, н, м (пролонгированными): У____О____А_____НЬ;

 Для улучшения ротового резонанса рекомендуются следующие упражнения: 

- произнесение слогов (ба, да, га) и ритмических групп (ба – да – га);

-  произнесение гласных И, А, У, сопровождая их ритмичными движениями.

Для улучшения носового резонанса можно рекомендовать: 

- произнесение протяжное звуков М и Н, обращая внимание на покалывание в губах при М, в носу и языке при Н;

-  протяжное произнесение м___н___нь, ощущая вибрацию лица.

В процессе работы над силой голоса можно использовать упражнения: 

- сравнить громкое топанье с ходьбой на цыпочках, громкое хлопанье с тихим;

-  игра «разбуди учителя»; 

- ощущение рукой силы выходящего изо рта воздуха; 

- наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;

- изменение силы голоса, меняя мышечное усилие при ударах в барабан;

- произнесение согласного длительно, изменяя силу голоса: в в в; з з з; 

- счет от 1 до 10 с постепенным изменением силы голоса.

Упражнения, используемые в процессе работы над тембром голоса, зависят от типа дефекта:

  1. для устранения придыхания: 

- задержать дыхание, на некоторое время, сохраняя грудную клетку в слегка раздутом состоянии, а рот – открытым. Быстро и поверхностно дышать в этом положении, делая 2-3 коротких вдоха и выдоха в секунду; 

- глубоко вдохнуть, затем через широко открытый рот выдыхать воздух небольшими порциями, останавливая поток воздуха; 

- для развития нормальной голосовой атаки: произнести звук коротко (следя за напряжением в области гортани – при нормальном напряжении нет придыхания). Затем протяжно произнести а___. 

- глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласный звук (а, и, у);

-  глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя при этом громкий и тихий гласные. Это требует хорошего согласования работы голосовых складок со скоростью потока воздуха;

-  при произнесении серии гласных чередовать шепот с обычной вокализацией;  попеременно произносить ха и а, не удлиняя звук х. То же проделать со звуками у и и, затем перейти к чередованию гласных.

2) для коррекции сдавленного, скрипучего голоса:

-  сопоставление на слух; 

- ощущение разницы между нормальным и дефектным голосом путем осязания вибрации гортани;

-  показ перед зеркалом разницы между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и её напряжением при сдавленном голосе.

Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода

посмотреть прогноз
на 5 дней
Полезные ссылки










Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов















Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Block title
Block content
Архив записей

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2019
Рейтинг@Mail.ru