Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 18.06.2019, 20:39
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+




Меню сайта
Горячая линия




Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 303
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Психологические аспекты принятия глухого ребенка родителями

Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш малыш не слышит? Для дальнейших отношений с ребёнком очень важно понять собственные чувства.

Американский учёный д. Льютеман, много лет работавший с родителями глухих детей, выделил несколько стадий в развитии чувств родителей. Подумайте на какой стадии находитесь вы.

Первая стадия – шок. Вы оглушены этим ужасным ударом судьбы. Вы ничего не понимаете, не слышите, не чувствуете. Вы – как будто не вы. Вы отвечаете на вопросы, киваете, но не помните, что вам сказали. Напрасно врач что-то сообщает вам. Физически вы здесь, но ум, чувства, память -  всё отключено. Единственное, чего вы хотите,  -  это уйти  и никого не видеть.

Вторая стадия – понимание. После того как шок прошёл, до вас доходит «ужас» диагноза:  ребёнок никогда не будет слышать, не будет чувствовать тысячи звуков, которые мы обычно воспринимаем как сами собой разумеющиеся. Он будет отделён от других людей глухотой и немотой.

 И до диагноза вы были неспокойны: подозревали, переходили от надежды к отчаянию. Теперь вы чувствуете горе, стыд, угрызения совести и даже обиду: «Почему мой ребёнок глухой?»

Да ваши чувства естественны. Ведь вы надеялись, что ваш ребёнок будет замечательным, лучше, чем вы. Он добьётся в жизни того, что не удалось вам. А теперь все ваши планы и надежды рухнули. Тем более, если это ваш первенец, с которым связаны особые ожидания, -  тогда приговор глухоты совершенно невыносим.

Вами овладевает не только отчаяние, но и страх: как сможете вы воспитывать такого ребёнка? Вы и так после рождения малыша сомневались, сумеете ли быть хорошими родителями. Теперь чувство ответственности за его будущее ложится на вас тяжёлым бременем. Глядя на ребёнка, вы горюете и плачете.  Поэтому многие глухие дети выглядят хмурыми и несчастными.

Вы хотите знать причину глухоты, чтобы перенести свой гнев и обиду на «виновника». Если вы не можете это сделать, вы обвиняете себя. Не понимая, что  такое  «глухой ребёнок», вы растеряны и даже впадаете в панику. Иногда  вы жалеете себя и, о  ужас, чувствуете неприязнь к ребёнку, и это усиливает ваше чувство вины.

Ваши чувства на этой стадии естественны  и нормальны. Они пройдут, если вы их поймёте и сможете рассказать, что вы чувствуете, доброму понимающему человеку (другу, врачу, соседу, родственнику). Если же вы их не осознаете и не сможете выразить в подходящей ситуации,  время от времени эти чувства будут прорываться и подтачивать ваше душевное здоровье.

Третья стадия (наиболее опасная) – «защитное отрицание».  Вы стараетесь вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт глухоты.

Это отрицание может проявляться по-разному. Например, вы вдруг начинаете думать, что весь ужас: «Наш ребёнок глухой!» - это дурной сон, и каждое утро спешите к постели малыша с надеждой, что сон развеялся и малыш слышит. Или  по совету родственников и друзей вы беспрерывно ищете врачей, которые скажут, что глухота вашего ребёнка – медицинская ошибка, или дадут вам какое-то необыкновенное лекарство, способное её вылечить.

К сожалению, вы можете надолго «застрять» на этой стадии и потерять драгоценное время, если не поймёте, что многое можно сделать для счастья вашего ребёнка, признав его глухоту. Таким образом,  вы перейдёте от стадии 2защитного отрицания» к следующей стадии.

Четвёртая стадия – принятие глухоты. На этой стадии вы начинаете рассуждать по-другому: «Да, наш ребёнок глухой, он будет таким всегда, с этим ничего нельзя поделать. Но  мы можем постараться, чтобы наш ребёнок вырос хорошим и счастливым человеком. Нарушение его слуха – это вызов судьбы. Мы должны встретить этот вызов мужественно, собрать все силы, чтобы помочь малышу не чувствовать себя обиженным и неполноценным».

Каждый родитель прилагает немало сил, чтобы из беспомощного ребёнка вырастить достойного человека.  «Чтобы воспитать нашего глухого малыша, мы должны  приложить ещё больше сил, терпения, умения, ещё сильнее верить в его будущее».

В конце концов, если кто-то спрашивает: «Что это за человек?», мы не отвечаем: «Он умеет разговаривать».  Мы  оцениваем его как личность: добрый, весёлый, умный, ответственный и т. д.  И  все эти качества вы можете воспитать в своём малыше, хотя это будет гораздо труднее.

Пятая стадия – конструктивные действия.  На этой стадии вы изменяете, свой образ жизни, меняются жизненные ценности.

В вашей жизни появляется новая важная цель – воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью.

Вы даже чувствуете (так говорят и многие другие родители глухих детей), что жизнь приобрела новый смысл,  стала более насыщенной и интересной. Вы узнаете много до того неведомого и при этом изменяетесь сами.

В то время как предыдущие стадии – шок, понимание, защитное отрицание -  заняли недели, стадии принятия и действия длятся всю жизнь, но только после того, как мучительно пережиты предыдущие стадии.

Вы пережили страшные дни неприятия глухоты вашего ребёнка. Теперь у вас есть цель. Однако её невозможно достигнуть, если вы неправильно относитесь к своему малышу.

Правильно ли вы относитесь к малышу? Пожалуйста, прочитайте о различных типах отношения к глухому ребёнку и определите ваш тип отношения.

Почему вам трудно понять своё подлинное отношение к малышу? Вероятно, потому, что вы замечаете только то, что  делаете и говорите. На самом деле для малыша не менее важны ваши каждодневные чувства: раздражение, нетерпение, гнев, страх, беспокойство, печаль, отчаяние или принятие, терпение, любовь, спокойствие, откровенность, радость. Ведь  маленький глухой ребёнок не понимает ни смысла ваших поступков, ни ваших слов. Он замечает и отвечает лишь на ваше настроение и состояние.

Например,  на приём к врачу пришла посоветоваться мама Анечки. Девочка отличается упрямством, своенравием, капризами, непослушанием. Такое поведение бывает свойственно детям, которых не любят родители. Мама часто говорила Анечке, что очень любит её, но на деле Анечка этого не чувствовала. Когда мама помогала малышке есть, одеваться, ложиться спать, то всегда была нетерпелива и раздражена, во время прогулок на улице она одёргивала её со страхом и беспокойством. Другими словами, поведение мамы не соответствовало её словам о любви. Мама Анечки, конечно, не понимала, что поведение её дочки – это ответ на выражаемые ею самой чувства. Ведь глухой ребёнок всегда тонко чувствует, когда вы нервничаете, огорчены, а когда – спокойны, в хорошем настроении.

Первый тип отношения родителей к глухому малышу – полное принятие.  Вы понимаете и принимаете глухоту ребёнка, трезво относитесь к ней.

Вы не считаете, что у вас нет никаких проблем, но думаете, что можете их разрешить.

Вы терпеливо, ровно, с большой теплотой и пониманием относитесь к малышу. Вы любите его, и у вас с ним очень хорошие отношения. Это бывает не сразу, это не так просто. Потребуются время и усилия. Неплохо бы вам познакомиться и пообщаться с родителями уже взрослых глухих детей, которые именно так относились к ним.  Многие ваши страхи могли пройти, когда бы вы увидели, насколько полноценные люди вырастают в таких семьях.

Второй тип отношениясверхопека. Это значит, что вы не даёте ребёнку ничего делать самому,  освобождаете его от обязанностей по самоуходу. Вы не учите его самостоятельно одеваться, обуваться, есть, убирать игрушки и т. д. в том возрасте, когда ему уже положено это делать. Вместо этого вы делаете всё это сами или помогаете ему, хотя он должен делать это  самостоятельно.

В результате сверхопеки малыш постепенно привыкает, что его обслуживают, и, когда вырастает, начинает считать, что все ему обязаны. Вы понимаете, что  такое отношение к обществу более вредно для него, чем глухота?

Почему вы так делаете? Возможно, у вас ещё не изжиты чувства стыда, растерянности и обиды, и, чтобы их тщательно скрыть, вы  балуете и опекаете своего ребёнка.

Баловать и опекать ребёнка – это не значит любить его по-настоящему. Вы лишаете глухого ребёнка возможности вырасти самостоятельным и независимым человеком.

Как правило, когда такие дети становятся взрослыми, они упрекают своих родителей, чувствуя, что без этого недостатка им было бы гораздо легче жить.

Третий тип отношения – нереалистическое.  Вы  не хотите признать, что ваш ребёнок глухой. Поэтому вы не принимаете в расчёт трудности, вызванные глухотой, не делаете никаких скидок на глухоту, ставите перед ребёнком нереальные цели.

Конечно, малыш будет стараться угодить родителям.  Он видит, как вы изо всех сил пытаетесь показать, что он такой же, как и все окружающие.

Очень скоро он почувствует себя одиноким и несчастным, так как не может выполнить того, что вы от него хотите.

Родители, принимающие глухоту ребёнка, своим отношением внушают ему, что быть глухим вовсе не стыдно. В более старшем возрасте дети поймут, что надо реально учитывать свои возможности. Ведь есть дети с ещё большими дефектами, которым гораздо труднее.

В результате нереалистического отношения ребёнок начинает переоценивать свои возможности и, когда вырастет, может неверно оценить себя – например, выбрать профессию, для которой нужен слух.

Четвёртый тип отношения – безразличие (или отвержение).  Мы надеемся,  этот тип отношения к ребёнку не характерен для вас. Он вообще встречается редко.

При безразличном отношении ваши неосознанные чувства и жизненные ценности приводят к эмоциональному неприятию ребёнка: вам не нравится общество малыша, вы не стараетесь его понять, полюбить и поделиться с ним своими чувствами.

Может быть, вы не осознаёте, но чувствуете, что ребёнок для вас помеха, он вам не нужен.  Вам всё в нём не нравится, вы его постоянно ругаете. И хотя вы искренне о нём заботитесь, вы можете удовлетворить лишь его материальные нужды. Порой такое отношение сопровождается открытой враждебностью и отсутствием заботы о ребёнке, иногда оно тщательно скрывается.

В любом случае родители винят всех – ребёнка, врача, родственников, общество – в том, что они несчастны, но только не себя. Отношение отвержения наиболее опасно для развития ребёнка.  Если вы заметили  его у себя, немедленно обратитесь к детскому психоневрологу или психологу-сурдологу. Откровенно обсудите ваши проблемы в семье, с родителями других глухих детей.

        Уважаемые родители! Вы должны постараться обеспечить своему ребёнку полноценное развитие всеми доступными вам способами.  Обращайтесь к специалистам – сурдологам и принимайте  их помощь, советуйтесь с педагогами, воспитателями по возникающим у вас вопросам обучения, воспитания вашего ребенка, советуйтесь, а мы будем рады подсказать вам пути решения возникающих трудностей. И будьте терпеливы, - вы не одиноки, среди педагогов много родителей, воспитавших своих детей с аналогичными проблемами в развитии, обращайтесь;  рядом с вами ваш ребенок, который нуждается в вашей любви, внимании и взаимопонимании. Мы рады  видеть открытых и внимательных родителей, принимающих своих детей и готовых к сотрудничеству и работе со своим ребенком.  Желаем вам успеха, терпения и настойчивости! По вопросам успеваемости, протекания процесса обучения, методике занятий вы можете проконсультироваться у классного руководителя, дефектолога; выполняйте вместе домашние задания, посещайте наши праздники, ведите активный образ жизни вместе со своим ребенком, радуйтесь даже малый победам. Успех приходит не сразу, к нему ведет  путь сотрудничества родители-ребенок-школа.

Педагог-психолог Озерова Е.Н.

Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода

посмотреть прогноз
на 5 дней
Полезные ссылки










Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов















Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Block title
Block content
Архив записей

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2019
Рейтинг@Mail.ru