Горячая линия |
---|
 |
|
Самоконтроль произношения Что же такое самоконтроль произношения? Зачем нужен самоконтроль? Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: это установление степени совпадения-несовпадения выполняемых действий с эталоном, и в случае несовпадения - поиск программы его коррекции. Под самоконтролем мы понимаем компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образца действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и корректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат. Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением, у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха, т.е. «контрольный аппарат» формируется на основе следов акустических, оптических, тактильно-вибрационных, кинестетических раздражителей в момент порождения речи. Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий: • усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом; • существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля; • знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их; • развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов; • соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время; • развитие навыков самоконтроля осуществляется с применением традици¬онной методики формирования произношения, которая предусматривает два направления: освоение правильного произношения и развитие слухового восприятия. Общая характеристика методов обучения самоконтролю произношения. Метод – способ совместной деятельности учителя и ученика в процессе обучения. Методы организации самоконтроля произношения: • перцептивный метод (чувственное восприятие), что соответствует полисенсорному подходу в обучении детей с недостатками слуха; • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение и демонстрация правильного произношения); • репродуктивный метод – актуализация имеющихся знаний о правильном произношении; • метод анализа и синтеза – анализ собственного произношения, вывод и оценка; • кибернетический метод – самоуправление собственным произношением, без внешнего воздействия. Методы стимулирования и мотивации самоконтроля произношения: • учёт произносительной стороны речи при оценке деятельности ученика; • поощрение за правильное внятное речевое высказывание; • убеждение детей в важности правильного произношения для обучения и профессионального самоопределения. • Методы отслеживания эффективности самоконтроля произношения: • систематический контроль произношения учеников со стороны учителя. Формирование самоконтроля осуществляется поэтапно. Е.И. Андреева (1969) выделяет три этапа, И.Г. Багрова (1973) — два этапа. Оба автора выделяют осознанный и подсознательный контроль. Е.И. Ан¬дреева (1969) добавляет еще заключительный подсознательный самоконтроль. В пределах каждого вида контроля определяются условия эффективности упражнений, которые необходимо применять в процессе выработки самоконтроля. I этап — констатирующий осознанный контроль. Учащиеся контролируют свое произношение с помощью различных анализаторов (полисенсорный подход), сличают собственное произношение с произношением учителя. Для выработки осознанного самоконтроля необходимы следующие условия: • образец правильного произношения учителя; • побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: «Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)», «Повтори правильно»; • оценка собственного произношения: «Я сказал неверно»; • установка учителя на правильное произношение; • опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля. II этап — подсознательный самоконтроль. Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведенного до навыка контролировать собственную речь. Для выработки подсознательного самоконтроля необходимы следующие условия: • систематический контроль речи учеников со стороны учителя; • большое число упражнений по выработке сознательного контроля; • переход с полисенсорного подхода до слухо-произносительного контроля собственной речи. Благодаря слуховому самоконтролю усиливается кинестетический, и по мере его упрочения кинестетический контроль приобретает равнозначное слуховому самоконтролю самостоятельное значение; • постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся; • постоянное использование ЗУА. III этап — заключительный подсознательный контроль в самостоятельной речи учащихся. Этому способствуют следующие условия: • организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности; • постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи; • прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих. Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации. Следует отметить, что работа над произношением - это не самоцель, она органично включена в деятельность по формированию коммуникативных умений и навыков и даст результат, только когда данные элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в целое, в коммуникативную единицу - высказывание.
|
Версия для слабовидящих
Наша школа |
---|
 |
Решаем вместе Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Погода |
---|
|
|