Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 25.02.2020, 11:26
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+




Меню сайта
Горячая линия




Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 308
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Самоконтроль произношения

    Что же такое самоконтроль произношения? Зачем нужен самоконтроль?  
   Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: это установление степени совпадения-несовпадения выполняемых действий с эталоном, и в случае несовпадения - поиск программы его коррекции. Под самоконтролем мы понимаем компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образца действия, его последующего эффективного планирования, осуществления и корректировки, что предполагает умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.
Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением, у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха, т.е. «контрольный аппарат» формируется на основе следов акустических, оптических, тактильно-вибрационных, кинестетических раздражителей в момент порождения речи.
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий:
•    усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом;
•    существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля;
•    знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их;
•    развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов;
•    соблюдение единого речевого  режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время;
•    развитие навыков самоконтроля осуществляется с применением традици¬онной методики формирования произношения, которая предусматривает два направления: освоение правильного произношения и развитие слухового восприятия.
Общая характеристика методов обучения самоконтролю произношения.
Метод – способ совместной деятельности учителя и ученика в процессе обучения.
Методы организации самоконтроля произношения:
•    перцептивный метод (чувственное восприятие), что соответствует полисенсорному подходу в обучении детей с недостатками слуха;
•    объяснительно-иллюстративный метод (объяснение и демонстрация правильного произношения);
•    репродуктивный метод – актуализация имеющихся знаний о правильном произношении;
•    метод анализа и синтеза – анализ собственного произношения, вывод и оценка;
•    кибернетический метод – самоуправление собственным произношением, без внешнего воздействия.
Методы стимулирования и мотивации самоконтроля произношения:
•    учёт произносительной стороны речи при оценке деятельности ученика;
•    поощрение за правильное внятное речевое высказывание;
•    убеждение детей в важности правильного произношения для обучения и профессионального самоопределения.
•    Методы отслеживания эффективности самоконтроля произношения:
•    систематический контроль  произношения учеников со стороны учителя.
Формирование самоконтроля осуществляется поэтапно.
Е.И. Андреева (1969) выделяет три этапа, И.Г. Багрова (1973) — два этапа. Оба автора выделяют осознанный и подсознательный контроль. Е.И. Ан¬дреева (1969) добавляет еще заключительный подсознательный самоконтроль. В пределах каждого вида контроля определяются условия эффективности упражнений, которые необходимо применять в процессе выработки самоконтроля.
I этап — констатирующий осознанный контроль.
Учащиеся контролируют свое произношение с помощью различных анализаторов (полисенсорный подход), сличают собственное произношение с произношением учителя.
Для выработки осознанного самоконтроля необходимы следующие условия:
•    образец правильного произношения учителя;
•    побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: «Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)», «Повтори правильно»;
•    оценка собственного произношения: «Я сказал неверно»;
•    установка учителя на правильное произношение;
•    опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.
II этап — подсознательный самоконтроль.
Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведенного до навыка контролировать собственную речь. Для выработки подсознательного самоконтроля необходимы следующие условия:
•    систематический контроль речи учеников со стороны учителя;
•    большое число упражнений по выработке сознательного контроля;
•    переход с полисенсорного подхода до слухо-произносительного контроля собственной речи. Благодаря слуховому самоконтролю усиливается кинестетический, и по мере его упрочения кинестетический контроль приобретает равнозначное слуховому самоконтролю самостоятельное значение;
•    постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся;
•    постоянное использование ЗУА.
III этап — заключительный подсознательный контроль в самостоятельной речи учащихся.
Этому способствуют следующие условия:
•    организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности;
•    постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи;
•    прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.
Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации. Следует отметить, что работа над произношением - это не самоцель, она органично включена в деятельность по формированию коммуникативных умений и навыков и даст результат, только когда данные элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в целое, в коммуникативную единицу - высказывание.

Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода
Полезные ссылки




Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов








Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2020
Рейтинг@Mail.ru