Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 24.06.2018, 03:53
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+





Меню сайта
Разделы
Педагогам массовых школ [5]
Консультации педагогам массовых школ
Родителям [10]
Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 288
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогам массовых школ

Формирование слуховых образов у детей с тяжелой потерей слуха
Формирование слуховых образов у детей с тяжелой потерей слуха (IV ст. т/у и глухие)
 
   В школе II вида за последнее время появляется все больше детей с тяжелым нарушением слуха, с грубым недоразвитием или отсутствием самостоятельной речи, нарушением познавательной деятельности, нарушением эмоционально-волевой сферы. Это глухие дети. А за последние годы выделена категория детей с IVст. т/у, у которых при аудиометрическом обследовании сохраняются все частоты от 125 до 8000гц, а в речевой зоне от 90 до 110 дб. Практически это тоже глухие дети. Раньше такие дети обучались в школе I вида. Многие из этих детей различают на слух у уха только реакцию на громкий голос: ПА – ПА – ПА - ПА. У таких детей, как правило, нарушены все стороны психической деятельности. Поражение слуха приводит к нарушению развития словесной речи в целом, что сказывается на развитии всех познавательных процессов.
   Трудности в восприятии детьми устной речи отрицательно влияют на качество учебного процесса, на объем речевого материала, который дается на уроке. Полноценное включение глухих в общественно полезную деятельность, в общество слышащих людей предполагает способность глухого ребенка свободно понимать обращенную к нему речь, а также умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. В процессе специального обучения у детей с тяжелой потерей слуха развивается и слухоречевая система, совершенствуется взаимосвязь между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражениями, возникающими при восприятии и воспроизведении слов. Образы слов формируются на основе дифференцированного приема их звуковой структуры при слухозрительном и слуховом восприятии.
 
Как образуются образы слов  
   Основными дифференциальными признаками глобального восприятия является длительность и интенсивность речевого сигнала. Дети с тяжелой потерей слуха не могут выделять сами эти признаки. Необходимо специальное обучение, сначала на ограниченном наборе слов или коротких фраз (выбор из 2-3), в процессе которого учат ребенка сравнивать услышанное с образцом слова или фразы и принимать решение. При этом ребенок не может удерживать в памяти эти слова долгое время. Для этого применяются вспомогательные средства: зрительное восприятие, таблички, картинки. Это помогает ребенку различать слова и фразы при ограниченном выборе. Например: ручка, тетрадь. Вот ручка. Дай тетрадь.
   Постепенно ребенок учится воспринимать речевой материал на слух более дифференцированно, устанавливать связи, между усвоенными словами и вновь услышанными. На основе зрительных, кинестетических и слуховых раздражений у ребенка образуются определенные связи, которые дают возможность получать сведения о составе слова (здесь используются полисенсорный и аналитико-синтетический методы обучения). Сначала результаты очень незначительные, но нужно терпение. Со временем ребенок научится опознавать на слух все большее количество слов.
   В процессе длительной слуховой тренировки образы слов становятся все более четкими, дифференцированными, более соответствуют образу слова, что способствует лучшему пониманию речевой информации.
   Н.Ф.Слезина рекомендует вначале проводить работу на словах, знакомых детям в 1 классе, в начале обучения. Для этого надо отобрать 25-30 наиболее употребительных слов, состоящих из звуков:-а,о,э,и,н,п,т,к,л,э,ф,с,р, которые дети могут хорошо произносить. Папа, мама, лото, лопата, вот, дай, на, суп, хлеб, молоко, вода, дом, счет от одного до десяти, да, нет, авто, собака, бабушка, мяч, бумага, тетрадь, ручка.
   Формирование речевого слуха глухих школьников происходит в результате длительной слуховой тренировки. В нем выделяют 2 этапа.
   На первом этапе школьники учатся с помощью ЗУА дифференцированно воспринимать речевой сигнал и выделять в нем длительность и интенсивность (ПА-ПА-ПА- долго и громко, па-па-па- кратко и тихо). С помощью педагога учатся сравнивать фразы и слова. Здесь речевой материал ограничен, в силу ограниченности словаря. Для этого привлекается наглядность: таблички, карточки, картинки. Результат зависит от остатков слуха: чем лучше слух, тем лучше результат.
   На втором этапе глухие дети с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать элементы фонетической структуры речи (звуки, слоги, слова). Здесь даже не столько важен уровень сохранности тонального слуха, сколько умение и способность ученика прогнозировать свой ответ (т.е. наличие умственных способностей).
   При правильно организованной работе по РСВ у детей с тяжелой потерей слуха проявляются общие закономерности восприятия речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений- т.е. участвуют все сохранные анализаторы-полисенсорный метод обучения).
   В результате происходит неразрывная связь развивающегося слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника. Тем самым процесс формирования устной речи стремится к естественной.
   По содержанию и методам работы процесс развития речевого слуха у детей с тяжелой потерей слуха делится на три периода: первоначальный период (0-1 классы), основной (2-5 кл.), активного использования индивидуальными слуховыми аппаратами (6-10-12 класс).
   1. В первоначальном периоде создается база для развития речевого слуха у глухих учащихся, накапливается слухоречевой словарь, определяется слуховой резерв, на основе которого строится работа по РСВ.
   2. Основной период – это интенсивное развитие слухового восприятия, формирование навыка восприятия глухими речи на слух, активного использования слухового восприятия при формировании их устной речи. Здесь идет накопление слухового словаря, которым ученики пользуются в речевой практике. При этом, что очень важно, формируются четкие дифференцированные образы слов, как неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов.
   3. В период активного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами продолжается работа по РСВ. Слухо-зрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных аппаратов позволяет глухим школьникам более активно включаться в речевое общение, что способствует более полной общественной реабилитации глухих.
   Весь учебно-воспитательный процесс должен организовываться так, чтобы у детей вырабатывалась потребность более активно пользоваться своим остаточным слухом в применением ЗУА и индивидуальных аппаратов. В таком случает глухой ребенок стремится понять, что говорит взрослый, и сказать так, чтобы взрослый его понял.
   Только при условии обоюдного ( ребенка и взрослого) стремления к устному высказыванию возможно формирование навыка полноценного общения, т.к. общение-это двуединый процесс, построенный на понимании обоих собеседников.
   А, чтобы слуховое восприятие стало основой самостоятельной речи глухого ребенка, он должен не только понимать речь собеседника, но и уметь говорить в нормальном темпе, слитно произносить слова и словосочетания, выделять ударение, по возможности точно или приближенно произносить звуковой состав слова. Речь ребенка должна быть эмоционально окрашенной. При этом важно, чтобы ребенок научился вслушиваться в речь собеседника, опираясь на слухозрительное или слуховое восприятие.
   Соответственно и речь педагога и всех взрослых должна быть образцом для детей. Она должна быть четкой по артикуляции, разборчивой, эмоционально окрашенной, нормальной громкости, неторопливой, выразительной.
   Каждый педагог должен исправлять речь ребенка: «Ты сказал неверно (плохо). Послушай, как я говорю. Повтори так же. Молодец!»
Индивидуальные занятия
   Основным способом восприятия речевого материала является слуховое. Слухозрительное восприятие используется как вспомогательное средство: если после пятикратного повторения речевого материала на слух ребенок не услышал, то предлагается слухозрительно, а затем закрепляется на слух. (Так же и у сл/сл детей).
   Начиная с 6 класса, проводится тренировка учащихся в слухозрительном восприятии устной речи с последующим опознаванием речевого материала на слух.
   В 6-10-12 классах основу работы по РСВ составляют тексты. Они воспринимаются учащимися слухозрительно, с последующим опознаванием части речевого материала на слух.
   Дактильная форма на индивидуальных занятиях не используется, только в случае затруднений.
   В 0 классе во всей 1 четверти на индивидуальных занятиях отводится ФП. Работа по РСВ начинается со 2 четверти.
   В 1 классе работа над текстом начинается со второго полугодия. Сначала тексты состоят в основном из знакомых по звучанию слов. Постепенно включаются незнакомые слова и фразы. В первом полугодии интенсивно накапливается слухоречевой словарь: слова, словосочетания, короткие фразы. Дай ручку, возьми тетрадь, краски, сядь, встань, положи тетрадь, будешь рисовать, нарисуй солнце и т.д.
   В процессе РСВ накапливается у учащихся определенный слуховой словарь, который они опознают на слух и активно пользуются им в общении. Уже то, что дети накапливают слуховой словарь, является важным условием развития устной речи глухих школьников.
   Слуховые образы, формирующиеся в результате слуховой тренировки, становятся более четкими и дифференцированными, что служит основой для активного владения глухими словесной речью.
   Какие виды работ можно использовать на занятии: Схематическая зарисовка, аппликация, конструктивная картина, работа с разрезными фигурками, рассыпным текстом, слуховые диктанты, презентации, различные виды работ с закрытой картиной, где можно делать аппликацию, зарисовки и т.д., что способствует поддержанию интереса и мотивации учащихся.
   Каждое занятие надо строить так, чтобы учитывались индивидуальные особенности учащихся, и у них появлялась уверенность в своих возможностях (давать количество и сложность речевых единиц с учетом индивидуальных возможностей, по принципу: лучше меньше, но качественнее).
   За 1 класс глухие дети должны усвоить на слух до 150 слов.
Обучение слуховому восприятию
   Основным принципом восприятия работы по РСВ является восприятие на слух. Педагогу необходимо правильно определить возможности своих учеников, знать методические пути и приемы обучения восприятию речевого материала на слух, уметь организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся были реализованы все выявленные слуховые и интеллектуальные возможности. Успех во многом зависит от личности учителя, отношения его к работе, насколько он может эмоционально настроить ребенка, вызвать интерес, вселить в него уверенность в своих силах, ну и конечно же добиться положительных результатов.
   Большое значение имеет общий опыт глухого ребенка и способность моделировать и прогнозировать речевую деятельность (дошкольная подготовка, умение слушать, думать, найти правильный ответ). Глухой так же как и слышащий, опираясь на догадку, может воспринятое, что позволяет ему, опознавать на слух большой слуховой словарь, а некоторые слова, предлагаемые впервые, может воспроизводить точно или приближенно.
   Благодаря этому у глухого ребенка развивается способность восприятия речи на слух, т.е. вырабатывается единая комплексная система восприятия речи.
   Важным в работе по РСВ является обучение учащихся сразу на слух воспринимать речевой материал (новый). Эта работа начинается уже с 1 класса и продолжается в течение всего периода обучения в школе.
   Объем речевого материала должен соответствовать возможностям ученика. Нельзя предлагать новый речевой материал, пока не усвоен предыдущий. Только после того, когда ученик свободно опознает речевой материал во всех комбинациях, можно предлагать новый материал.
   В начальных классах новый материал предлагается в сочетании с уже знакомым.
   Надо строить занятие таким образом, чтобы у ребенка была потребность в восприятии на слух речевого материала. Можно использовать игры: «Лото», «Угадай, что у меня?», «Чудесный мешочек», «Какой картинки не хватает?» и др.
 
   Из моей практики.
   Зуев Саша, ученик 2 класса. Занимается второй год ФП и РСВ. По состоянию слуха: правое ухо-III гр. глухоты, левое ухо- IV ст. т/у, в речевом диапазоне 110 дб. Рабочее ухо-левое. В 1 классе на левое ухо вначале обучения воспринимал только реакцию на громкий голос у уха. Постепенно, после длительной слухоречевой тренировки Саша стал различать слова, фразы. В первом полугодии 1 класса Саша накапливал слухоречевой словарь: слова, короткие фразы. Были трудности. Саша плохо запоминал образ слова, и его фонетическую сторону. Он мог сначала различать речевой материал с опорой на зрительное восприятие, картинки, таблички, тактильно-вибрационные ощущения, слуховое восприятие. После такой тренировки переходили к опознаванию речевого материала без опоры: короткие фразы: Дай ручку. Как тебя зовут? Положи книгу на стол. Сколько тебе лет? И другие. Саша справлялся с заданиями.
   Со второго полугодия 1 класса вводили небольшие тексты: «Класс», «Семья», «Столовая», «Зима» и т.д. Саша сначала различал с опорой на таблички, картинки и на слухозрительной основе, затем опознавал речевой материал из текстов без опоры на слуховой основе.
   Со 2 класса состояние произношения улучшилось, изменились успехи в классе. Саша стал ударником, стал намного лучше учиться. Улучшилась познавательная деятельность. Развивается самостоятельная речь, правда еще с грубым недоразвитием, но сопряженно с учителем результаты не плохие. Он охотно занимается и на уроках и на индивидуальных занятиях по ФП и РСВ, может участвовать в диалоге на знакомом речевом материале, может рассказать монолог. У него развивается память и мышление и накапливается словарный запас-так необходимый в учебной деятельности. Постоянно пользуется индивидуальными аппаратами.
   Так мы с ним работали над текстом «Дедушка заболел» во 2 классе. Дедушка заболел. У дедушки болит голова. Пришел врач. Врач выписал лекарство. Саша пошел в аптеку. Он купил таблетки и капли. Дедушка выпил лекарство. Дедушка здоров.
   Сначала воспринимали текст на слух. Саша услышал слова: дедушка, Саша, врач, голова. Затем различали текст с опорой на слухозрительное восприятие, таблички, картинки, по порядку, вразбивку. Потом опознавали фразы, слова, словосочетания на слух без опоры. Затем работали с рассыпным текстом.
   Вводили в текст слова, не тренированные на слух, для распознавания на слух. Были затруднения, но с моей помощью Саша справлялся. После чего отвечали на вопросы. И в завершение, когда речевой материал на слух усвоен, Саша мог участвовать в диалоге и рассказать монолог.
Учитель-дефектолог: Мухина В.И.
 
Категория: Педагогам массовых школ | Добавил: TaurusMVV (19.04.2018)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода

посмотреть прогноз
на 5 дней
Полезные ссылки










Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

















Осталось немного

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2018
Рейтинг@Mail.ru