Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 05.07.2020, 17:12
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+





Меню сайта
Разделы
Педагогам массовых школ [5]
Консультации педагогам массовых школ
Родителям [10]
Горячая линия




Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 309
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогам массовых школ

О нарушениях слуха
Учитель массовой школы нередко может встретиться с ребенком, который внешне ничем не отличается от других учеников: он сообразителен, понимает обращенную к нему речь, усваивает элементарный счет, правильно ведет себя в классе, но, по непонятным на первый взгляд причинам, затрудняется в усвоении первоначальной грамоты, и в результате огромных усилий учителя, овладев грамотой, в дальнейшем все-таки оказывается неуспевающим учеником. При объяснительном чтении он не может ответить на вопросы учителя, порою он удручен непониманием того, что делается и говорится на уроке, в игровой деятельности или в быту. Постепенно такой ученик замыкается, становится забитым, плаксивым и производит впечатление ребенка, склонного к немотивированному упрямству, а подчас кажется и умственно отсталым.
Прежде всего, у такого ребенка нужно проверить слух.
Наблюдая у ребенка вышеперечисленные признаки, необходимо как можно раньше обследовать слух ребенка, чтобы время для эффективных мероприятий не было упущено, иначе это может пагубно отразиться на судьбе ребенка.
Даже незначительное понижение слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения.
Изучение письменных работ слабослышащих учащихся позволяет отметить не только в первых, но и последующих классах такие ошибки, которые обычно не встречаются у детей с нормальным слухом.

Особенности слабослышащих:
1. Дефекты в речи.
2. Ограниченный словарь.
3. Трудность понимания прочитанного.
4. Неудовлетворительные оценки по диктанту, что связано с нарушением слухового восприятия.
5. Недослышит или не слышит речь учителя и одноклассников.

Типичные отклонения в письме слабослышащих:

1. смешение сходных по звучанию и месту образования звуков:
а. шипящих со свистящими: «тержит» - держит, «ситит» - сидит;
б. аффрикат с составляющими их звуками: «тулки» - чулки;
в. смешение Р и Л:
г. смешение свистящих с шипящими: «сапка» - шапка, «масина» - машина;
д. проторных звуков З и С со смычными Т и Д: «зерево» - дерево;
е. отсутствие смягчений: «стрылают»- стреляют, «всу корзину»,
ё. лишнее смягчение: «бросил пальку», «сидит на ёльке»;
ж. пропуски согласных при сложных стечениях: «сречил»- встретил;
з. пропуски безударных частей слова: «метай»-подметает, «дивай»- одевает.

Как проверить слух ребенка
Для проверки слуха берутся по 10 слов: высокочастотных - зайчик, часы, чай, шишка, щи, чашка, птичка, чайка, спичка, Саша;
и низкочастотных – Вова, окно, море, рыба, бабушка, мыло, волк, ухо, дом, дым.
Ребенка лучше посадить на стул боком, чтобы ребенок не видел лица учителя, а учитель, стоя, будет то отходить, то подходить к ребенку, предъявляя слова. Слова предъявляем сначала на одно ухо, при этом другое ухо закрываем ваткой, смоченной маслом, например вазелиновым. Сначала предъявляем слова шёпотом, начиная с расстояния 6 метров. Если ребенок не слышит на этом расстоянии, то постепенно подходим ближе к нему на 5м, на 4м, 3м, и т.д. пока ребенок не различит слова. После этого записываем данные в тетрадь. Бывает, что ребенок услышал шепотную речь только у уха.
Затем также даем слова, но уже другие, разговорной речью нормальной громкости. Также определяем расстояние. После этого проверяем другое ухо, а проверенное ухо закрываем ватным тампоном. Даем уже другие списки слов. После проверки записываем, например: правое ухо: разговорная речь – 5 м. шепотная речь – 2м. левое ухо : разговорная речь – 4 м. шепотная речь – 1 м.
Слух в норме: разговорная речь от 6 м и более, шепотная речь до 6 м.

Судя по нашим данным, у этого ребенка есть небольшие отклонения слуха и его можно отнести к слабослышащим I степени тугоухости.
А если ребенок услышал все слова и повторил их правильно на расстоянии 6 м. разговорной речи и до 6 м. шепотной речи, то это будет считаться: его реакция на звуковые стимулы находится в пределах физиологической нормы.

Списки слов для педагогического обследования слуха школьников

Список 1

Список 2
Список 3
Список 4
Список 5
зайчик
Саша
щи
часы
рыба
часы
окно
чайка
дом
спичка
Вова
час
ухо
море
бык
дом
ворон
гром
корова
ухо
море
шишка
часы
парта
волк
чашка
дым
урок
весна
сеть
бык
часы
Вова
рыба
урок
чайка
волк
чижик
ворон
гром
урок
птичка
сесть
час
шашка
чай
ухо
мыло
кисть
щи

Если выяснилось, что есть отклонения от нормы, необходимо направить ребенка для углубленного обследования в сурдологический центр. В обследовании нуждаются и те дети, которые не различили шепотной речи, хотя бы часть слов из списка, на расстоянии 6 м.
При необходимости врач-сурдолог выпишет такому ребенку заключение на получение индивидуального( 1 или 2) аппарата, а возможно и назначит лечение.

Классификация слабослышащих детей
(международная)
Если ребенок слышит: разговорную речь - от 3-5 м шепотную речь - от 1-2 м – это I степень тугоухости ( от 26-40 Дб)

разговорная речь – от 3 м до 0,5 м
шепотная речь - у/у раковины - это II ст. т/у ( 41-55Дб)

разговорная речь - от у/р до 0,5 м
шепотная речь - 0 - это III ст. т/у ( 56-70 Дб)

разговорная речь- у/р-громкий голос
шепотная речь - 0 - это IV ст. т/у ( 71-90 Дб)

глухота - свыше 90 Дб.
Категория: Педагогам массовых школ | Добавил: tokoma (28.01.2013)
Просмотров: 2240 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода
Полезные ссылки




Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов









КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2020
Рейтинг@Mail.ru