Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 16.12.2018, 07:27
КГБОУ
"Озерская
общеобразовательная школа-интернат"
 
0+





Меню сайта
Разделы
Педагогам массовых школ [5]
Консультации педагогам массовых школ
Родителям [10]
Внимание, холода!


Мини-чат
поиск
наш опрос
Мой любимый праздник
Всего ответов: 300
статистика сайта

сегодня посетили
гость,
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям

Развитие коммуникативных навыков в семье
Развитие коммуникативных навыков в семье.
Чем раньше ребенок с проблемами слуха начинает обучение, тем быстрее идет его развитие. Весь учебно-воспитательный процесс в нашей школе построен так, чтобы обеспечить развитие речи детей.
Важно помнить, что наиболее положительные результаты достигаются лишь тогда, когда школа имеет поддержку семьи, а обучение и воспитание идёт в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
В этом единстве ведущая и организующая роль принадлежит специальной школе. Родители, под руководством сурдопедагога, должны расширять кругозор ребенка, развивать его любознательность, пытливость, формировать у него потребность в словесном общении, интерес к книгам.
1. Правила общения с ребёнком с нарушенным слухом:
Речевое общение родителей с ребенком должно быть на слухозрительной основе с использованием слуховых аппаратов и словесной речью. Но не всегда ребенок в состоянии таким путем понять то, что ему говорят. В таких случаях на помощь приходит дактильная азбука. Ребенок, владеющий дактильной азбукой, быстрее овладевает словарем и грамматическим строем звукового языка, чтением, легче вступает в контакт с окружающими.
Если ребенок не понимает, что говорит ему мама. Надо еще 2 раза повторить эту фразу. Если он снова не понял, то надо показать дактильно. После этого, ребенок должен повторить эту фразу вместе с мамой, а потом самостоятельно словесно.
Родители в общении с ребенком свободно пользоваться дактилем, не замедляя при этом устную речь, надо не только быстро и правильно дактилировать, но и уметь понимать то, что говорит ребенок.
Но помните: главным средством общения является с л о в е с н а я речь!

Что входит в словесное общение с детьми в домашних условиях?
1. Понимание и выполнение простейших поручений, заданий.
2. Умение обратиться к родителям за помощью, с просьбой.
3. Понимание вопросов и умение ответить на них.
4. Умение сообщить о выполнении поручения, задания, о наблюдаемом предмете, о своем здоровье или желании.
5. Умение обращаться с вопросами к родителям, товарищам.

Постепенно надо обогащать словарный запас ребенка. Все, что окружает ребенка в домашних условиях, надо учить его проговаривать и неоднократно, чтобы он усвоил произношение этих слов и запомнил их.
Например: находится ребенок на кухне, мы ему говорим: это стол, это стул, это шкаф, это тарелка, ложка, вилка, пол, веник и т.д., требуем повторить, если не понял, можно применить дактильную речь или показ таблички со словом. Точно также накапливать словарь можно в спальне, умывальне, на прогулке и т.д. После усвоения словаря, его надо постоянно повторять: Что это? Кто это? иначе дети могут забывать, т.к. у них слабая долговременная память. Показывая игрушки и предметы, надо их называть: это кукла, это мяч, это мишка, это хлеб, это чайник и т.д. Передавая их, говорить: «На. Возьми. Дай». Начинать надо с того, что один человек побуждает другого к определенным действиям. Здесь уместно будет учить детей глаголам: встань, сядь, дай, возьми, положи, рисуй, иди и т.д. Каждую фразу ребенок должен обязательно повторять словесно. «Таня иди» . «Я иду».
Потом во фразы включаются существительные: нарисуй дом, положи книгу, дай мяч, возьми ложку, поставь стул, подмети пол и т.д. Постепенно задания усложняются : «Позови папу. Попроси у бабушки шарф. «Можно пойти гулять?» Затем надо приучать детей выполнять поручения и отчитываться:
Возьми куклу. Я взяла куклу.
Дай мишку. Возьми мишку.
Возьми хлеб. Я взяла хлеб.
Вымой руки. Я вымыла руки.

Ситуации, обучения коммуникативным навыкам ребенка:
1) Игровая деятельность
2) Прогулка
3) Бытовой труд
4) Совместное чтение книг
5) Выполнение домашних заданий

1. Игровая деятельность.
Игры помогают также развивать слуховое восприятие и закрепляют звукопроизношение, развивают устную речь ребенка.
1. Так для учащихся 0-2 классов можно проводить дидактические, обучающие и воспитывающие игры: «Стирка кукольного белья», «Приготовление обеда для куклы», «Назови игрушку», «Что пропало» и т.д.
2. В сюжетно – ролевой игре дети воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, их взаимоотношения: «В автобусе», «У врача», «В магазине», «В библиотеке», «В гостях». Такие игры могут проводиться с детьми 2-3 класса.
3. При проведении подвижных игр «В прятки», «Третий лишний», «Кошки – мышки», «Пятнашки» до начала игры надо разучить с ребятами считалки, и познакомить с правилами игры.
Большой интерес вызывают у учащихся ролевые игры: «Гости и хозяева», «Магазин», «Рынок», «Автобус».
2. Прогулки
Здесь можно говорить и о погоде, и связанные с ней временные изменения, и окружающий мир людей и предметов. Например: родители с ребенком идут на прогулку в осенний парк. Какую цель должны преследовать? Закрепить словарь, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. С собой можно взять блокнот и карандаш для записи. Выходите гулять в ближайший парк. Перед входом в парк, родители предлагают ребенку задать вопросы, - Куда идем? Что будем делать? Что это?
Обходя парк, совместно родители и ребенок обращают внимание на отдельные предметы и объекты, сообщают их названия : это аллея, а это клумба, это памятник т.д. Родители сообщают различные сведения об окружающей природе: как называются деревья, какие листья по цвету, какое время года; цветы, травы. Это можно написать в виде таблички в блокноте. Для закрепления названий можно провести игру.
Дома подвести итоги прогулки, повторить, что ребенок видел, и если он забыл, можно показать ему табличку, а потом повторить в устной форме.
3. Бытовой труд
Большую роль для жизни ребенка играет умение родителей привлекать его к посильному участию в домашних хозяйственных делах. Даже самые маленькие повседневные трудовые обязанности (мытье посуды, уборка в доме, покупка в магазине) могут оказать большое влияние на развитие ребенка, формирование в нем положительных свойств личности. Нужно обращать внимание на его результаты работы, вовремя похвалить ребенка: «Саша, посмотри, как чисто на кухне. Это ты вымыл посуду, подмел пол, поставил на место стулья. Ты молодец!» или: «Как хорошо, все пьют молоко, которое ты купил в магазине!»
Надо помнить, что неслышащий ребенок не всегда понимает слова-задания. например: «Убери комнату». Поэтому, ему надо давать инструкции к каждому действию отдельно: убери игрушки; вытри пыль; мой пол; ставь стулья, заправь кровать и т.д. Постепенно у ребенка начинает формироваться последовательность действий, он их запоминает и начинает правильно выполнять. Отчёт ребенка о проделанной работе: «Я убрал игрушки, вымыл пыль, поставил стулья».

4. Совместное чтение книг
При чтении книг у детей обогащается словарь, развивается устная и письменная речь, слуховое восприятие. Как в домашних условиях читать книги с ребенком?
Во-первых надо подбирать текст небольшого объема. Во-вторых, чтобы текст был не слишком сложным по содержанию. Если все-таки текст большой по объему, его можно адаптировать, т.е. сократить, заменить сложные слова более простыми, но так, чтобы мысль содержания осталась. Лучше брать тексты с красочными иллюстрациями.
Например, при чтении русской народной сказки «Теремок». Структура занятия будет такая.
1. Вводная беседа, включающая объяснение словаря, рассматривание картинок.
2. Чтение сказки, для сл/слышащего ребенка читает взрослый, а для глухого – читает он сам.
3. Самостоятельное чтение сказки ребенком (для сл/сл).
4. Беседа по содержанию сказки с уточнением словаря. (Родители задают вопросы, ребенок ищет ответы в книге и зачитывает их)
5.Детское рисование сказки. (Можно схематические зарисовки) 6. Рассказывание сказки по рисункам ребёнка.
7. Обобщение. ( Какую сказку читали? Кто герои сказки? Кто тебе понравился и почему? Кто не понравился и почему? Понравилась тебе сказка?)
8. Если позволяет текст, то можно инсценировать действия героев.

Таким образом, действуя в рамках единых требований, предъявляемых к речи ребенка, постоянно акцентируя внимание на проговаривании названий предметов, явления, развитии навыка отвечать на вопросы, задавать вопросы, развития умения вести беседу, пересказывать прочитанное, развивается речь детей не только в стенах школы, но и в домашних условиях, в кругу семьи.
Надо отметить, когда ребенок находится на каникулах, он не должен прекращать работу по развитию речи, накоплению словаря, иначе он все забудет, и после каникул такую работу надо начинать заново. Поэтому дома большая роль принадлежит родителям в проведении работы по развитию речи, накоплению словарного запаса, сохранению уже имеющихся коммуникативных навыков, полученных на уроках, занятиях.
Категория: Родителям | Добавил: k010778korchuganova (23.03.2018) | Автор: Корчуганова Е.А.
Просмотров: 52 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша школа
вход
Форма входа

Регистрация
Объявление
Погода

посмотреть прогноз
на 5 дней
Полезные ссылки










Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов















Block title
Block content

КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Алтайский край Тальменский район с. Озерки © 2018
Рейтинг@Mail.ru